Сергей Нагорный
меню
биография
о творчестве
персональные выставки
статьи
работы
контакт

 
 
Великий французский скульптор Огюст Роден в свое время написал:
“Самое главное для художника - быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать...”. Эти простые и искренние слова можно по праву отнести к творчеству и жизни прекрасного художника Сергея Нагорного. Сергей редкий для Кубани художник, так как он в основном работает с пастелью, где достиг мастерства, которое выводит его в лидеры не только у нас, но и в России.

  Манера письма Нагорного резко отличается от кубанских собратьев, в ней нет ничего местечкового, он вне пространства и времени. Ему присущи собственный стиль, виртуозная техника. Работая в разных направлениях (здесь и абстракционизм, реализм, сюрреализм), он повторяется лишь в одном: в одухотворенности и поэтичности. Рисуя обнаженную натуру, по-французски “ню”, Сергей показывает женщину в ее первозданной красоте, то есть пленительную, нежную, лишенную всякого бытового реализма.
  Работа “Вспоминая Модильяни” навеяна ощущением восприятия итальянского живописца, мы сразу узнаем пластику Модильяни, и в то же время это не повтор, а дух, аромат стиля эпохи. В картинах Сергея присутствует тонкая музыка, очень лиричная, томная и в то же время освежающая.
  Каждая работа художника наделена душевной гармонией. Безусловно, в полотнах присутствует бог Эрос, но он лишен плотской чувственности, здесь главенствует незамутненная страсть, предрассветная чистота, что особенно видно в работе “Утренний сон”. Картина наполнена пробуждающим светом, девушка должна вот-вот проснуться, поэтому ее поза блаженно встревоженна и напряженна. “Альпийский воздух” основан на фантазии, воображении, но ощущения легкости, прозрачности, абсолюта не покидают тебя, пока смотришь на эти горные цветы.
  Работы Сергея Нагорного очень интерьерные. Иногда даже кажется, что легче вещи подобрать под картину. Сергей считается дорогостоящим художником и это тоже результат огромного труда, тем более что он не подвержен коньюнктуре, а просто делает то, что дано ему природой, если хотите Всевышним.
  Сергей Нагорный - выпускник Краснодарского художественного училища и Ленинградской Академии Художеств им. И Репина. Долго жил и работал в Москве, но Кубань всегда оставалась родиной и тем местом, где ему писалось легко и вдохновенно. Сергей участник многих престижных персональных выставок у нас и за рубежом. Более 400 работ осели в галереях и частные коллекциях по всему свету, в свои сорок пять лет, из которых он рисует сорок,  достигнуто немало.
  Правда, художник объясняет разнообразие собственного стиля и неузнаваемость своих работ излишним темпераментом, относя сие к личным недостаткам. Может, это и так, но все-таки позволю не согласиться с мастером, так как его рука узнаваема, и его творчество ни с чьим не спутаешь, а кажущиеся недостатки на поверку нередко оказываются достоинствами.

Краснодар, Александр ГЕННАДЬЕВ

  СЕРГЕЙ НАГОРНЫЙ - для Кубани художник редкий. С пастелью у нас работают единицы, а с сухой голландской "Рембрандт", одной из лучших в Европе, - он один.
  ЕГО работы лишены стереотипов. Особенно видно это в изображении обнаженной натуры, которую он каждый раз как бы открывает заново. Женская нагота для него - предмет восхищения и гармонии. Несмотря на естественный эротизм, в его ню нет плотской чувственности. Есть незамутненный флер полудремы, целомудренности. Это чувство меры говорит о высоком вкусе художника и о взволнованном отношении к своим моделям, поднятым до уровня богинь.
  Работая в разных направлениях - абстракционизм, сюрреализм, реализм - он всегда остается романтиком со своей символикой. При этом картины Нагорного манят простотой и, как у Шопена, его любимого композитора, светлыми грезами, безукоризненной логикой, изяществом форм.
  Хороши пейзажи. В них часто "звучат" осенние мотивы. Но не хмурые, унылые, а лебединая песня осени, когда золотой цвет одухотворен, а природа пребывает в мудром равновесии.

Краснодар, Александр ГЕННАДЬЕВ

  Традиционную тему обнаженной натуры Нагорный трактует многообразно и интересно: во всех его работах появляется Женщина — то соблазнительная, то целомудренная, то загадочная, то кокетливая ("Разбитое зеркало", "Кошечка", "Утро"). А техника пастели с ее бархатистостью, глубиной, нежной на ощупь поверхностью, напоминающей щелковистую женскую кожу, придает композициям Сергея особую трепетность, чувственность ("Золотой дождь", "Девушка с птицей на голове", "Кокон"). Большинство работ привлекают цельностью, гармоничностью, красотой цветовых сочетаний — охры с оранжевыми, золотистыми, зеленоватыми, голубоватыми тонами, одухотворенными, эмоционально насыщенными фонами.
  На выставке демонстрируются и портреты Нагорного ("Ночной портрет", "Королева", "Незнакомка" ) — загадочные незнакомки с раскосыми глазами, стрелообразными носами, очень длинными шеями, надменным взглядом, порой вызывающими ассоциации то с японскими гравюрами, то с образами Модильяни. Выпускник Ленинградской Академии Художеств, Нагорный хорошо владеет ремеслом художника, что позволяет ему находить разнообразные приемы, прибегать иногда к кубистским искажениям, не нарушая при этом цельности формы, гармоничности композиции в целом, и создать свою Вселенную, где безраздельно царит Женщина ("Женщина — самый жизнедеятельный элемент мира", — говорит Нагорный), вмещающая весь мир и дарующая красоту ("В сетях воспоминаний", "Данная"). И проявления женственности бесконечны — она может быть и роскошной культуристкой, и трагической цыганкой ("Кармен"), возлежащей на остро ломающихся драпировках: розовые, оранжевые, зеленоватые, синие цвета создают диссонанс, вызывают тревогу. Сергей рассматривает свое искусство как протест против технологизации современной жизни. Свою любимую технику — пастель — он считает особой, "очеловеченной". По его словам, даже кисть художника является "посредником" между творцом и чистым холстом, а художник, работающий пастелью, пальцами растирает нанесенные на картон пастельными мелками штрихи, и тем самым достигается еще более тесный контакт со зрителем.

Москва, В.Хан-Магомедова

Вебмастер SuArT & Дизайн Valiy